Средняя группа «Честек-Кат»
Уважаемые родители! В связи с ремонтными работами отопительной системы нашего детского сада с 01 по 30 сентября идет дистанционная форма обучения на основании приказа № 566 от 01.09.2022 г. УО Улуг-Хемского кожууна.

09.09.2022 г.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. ЛЕПКА. ТЕМА «БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ МОРКОВКИ».
Цель. Учить детей лепить предметы удлиненной формы, сужающиеся к одному концу, слегка оттягивая и сужая конец пальцами. Закреплять умения детей лепить большие и маленькие предметы, аккуратно обращаться с материалом для лепки.




12.09.2022 г.
Познавательное развитие. ФЭМП.
Задачи
1. Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько – сколько.
2. Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: большой, маленький, больше, меньше.
3. Упражнять в определении пространственных направлений от себя и назывании их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.
Познавательное развитие. Конструирование.
Цели: Упражнять детей в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур; использовать фигуры разного цвета и формы.
Задачи:
Учить понимать взрослого, думать, находить собственное решение.
Материал:
Коробка со строительным материалом, карандаши, раскраски с иллюстрациями забора, сказочный герой кубик.

Стихотворение «Осень»
Вот и осень наступила,
Ножки в луже промочила.
Ветерок чихнул —
С дерева упал листок,
Повернулся на бочок и уснул.
Автор А. Гришин

13.09.2022 г.
Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром.
Тема «Что нам осень принесла?»




14.09.2022 г.
Родной язык
Тема: Тараам- буянныг чем.




15.09.2022 г.
Речевое развитие.
Тема «Ранняя осень»
Цели: учить описывать раннюю осень, находить различия между летом и осенью; отделять от целого куска пластилина части нужного размера и соблюдать пропорции при лепке предмета.
Материалы и оборудование: пластилин, доски, арбузные семечки, картинка с изображением осеннего пейзажа.
Художественно-эстетическое развитие. Рисование.
Тема «Осень в лесу».
Цель: развитие творческих способностей детей.
Образовательные задачи: прививать умение видеть прекрасное в окружающей действительности;
Воспитательные: воспитывать желание узнавать новое;
Развивающие : развивать умения работать кистью и красками, видеть форму предмета.
Оборудование: акварель или гуашь, кисточки разных размеров, альбомные листы, баночки с водой, матерчатые и бумажные салфетки, незавершенные рисунки, выполненные взрослым для показа техники рисования.
19.09.2022 u.
Познавательное развитие. ФЭМП.
Цель: учить сравнивать предметы по цвету и форме.
Задачи:
Упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар, учить обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну, столько — сколько.
Закреплять умение различать и называть части суток (утро, день,
вечер, ночь).






20.09. 2022 г.
Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром.
Тема «Овощи»
Цели: познакомить с названиями овощей, местом их выращивания; учить описывать овощи, развивать логическое мышление.
Материалы и оборудование: картинка с изображением силуэтов овощей, накладывающихся друг на друга; картинки с изображением овощей и нескольких фруктов.

21.09.2022 г.
Родной язык.
Тема «1-5-ке чедир саналга»
Сорулгазы:
1 ден 5-ке чедир чурагайларны санап ооредиир.
2. Уругларнын угаан- медерелин ажылдадып логиктиг угаадыгларга сайзырадыр.
3. Кичээлге идекпейлиг болурунга кижизидер.
Дерилегзи: Магнитиг самбыра, бодалга чуруктары, 1-ден 5 ке чедир чурагайлар чуруу, хун чуруу.
22.09.2022 г.
Речевое развитие.
Тема «Чтение стихотворения И. А. Бунина «Листопад».
Цель: Познакомить детей с новым стихотворением И. Бунина «Листопад».
Задачи:
— Учить детей слушать и анализировать стихотворение о ранней осени. И. Бунина «Листопад». Учить замечать красоту осенней природы, запечатленную в репродукции.
— Уточнить с детьми приметы осени. Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением. Вызвать у детей желание самостоятельно рассказывать о красоте осени. Развивать интерес к поэзии.
— Воспитывать чувства прекрасного, эстетический вкус и любовь к природе.

Рисование на тему «Мой любимый овощ»
Цель: Познакомить с названием овощей, с местом их выращивания, развивать логическое мышление, совершенствовать навык работы с красками; для раскрашивания использовать нетрадиционный приём (тычок жёсткой полусухой кистью и рисование пальчиками).
Материалы: альбомный лист, краски, трафарет, кисточки.
23.09.2022г.
Художественно-эстетическое развитие. Аппликация.
Тема «Красивые флажки»
Цель: формировать умение работать ножницами: правильно держать их, сжимать и разжимать кольца, резать полоску по узкой стороне на одинаковые отрезки – флажки; закреплять приемы аккуратного наклеивания, умение чередовать изображения по цвету; вызывать положительный эмоциональный отклик на созданные изображения.

26.09.2022 г.
Познавательное развитие. ФЭМП.
Цели:
- Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
- Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и
ширине, обозначать результаты сравнения словами: длинный —короткий,
длиннее — короче; широкий—узкий, шире—уже. - Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме и пространственному расположению.
28.09.2022 г.
Родной язык.
Сорулгазы: башкы деп кымыл деп мергежилди билиндирер, улуг улустун мергежилин хундулеп билиринге чедип алыр.
Дерилгези: чуруктар.





Речевое развитие. Развитие речи.
Тема «Звуковая культура речи: звуки с и сь».
Цели: объяснять детям артикуляцию звука с, упражнять в правильном, отчетливом произнесении звука (в словах и фразовой речи).
Материалы: игрушка.
30.09.2022 г.
Художественно-эстетическое развитие. Лепка.
Лепка свеклы и огурец.
Цель: продолжать учить лепить предметы круглой и овальной формы.
Задачи:
1. Познакомить детей с предметами овальной формы.
2. Учить передавать особенности каждого предмета.
3. Закреплять умение раскатывать прямыми и кругообразными движениями.
4. Учить пальцами оттягивать, скруглять концы, сглаживать поверхность.
Оборудование: пластилин, доски, натуральные огурец, свекла.





Познавательное развитие. ФЭМП.
Цель: продолжать учить сравнивать две группы предметов, разных по форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар.
Закреплять умение различать и называть плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Упражнять в сравнении двух предметов по высоте, обозначая результаты сравнения словами: «высокий», «низкий», «выше», «ниже».
Демонстрационный материал: Демонстрационный материал. Картинки: енота, жирафа, мартышек. Платочки одинакового цвета круглой, квадратной, треугольной формы по 5 штук.
Раздаточный материал: Раздаточный материал. Квадрата, круги и квадраты разделенные на 2 части, кирпичики 10на стол
04.10.2022 г.
Познавательное развитие. Окружающий мир.
Тема «Золотая осень. Октябрь».
Золотая осень. Октябрь.
Цели: учить сравнивать природу в октябре и сентябре.
Задачи:
Образовательная: учить замечать изменения природе, описывать природу в октябре, отмечать красоту осеннего леса в детских рисунках; учить передавать соотношение предметов по величине.
Развивающая: развивать речь детей.
Воспитывающая: воспитывать любовь к природе.
Материалы и оборудование: картинки про осень.

05.10.2022 г.
Родной язык.
Темазы «Азырал дириг амытаннар».
Сорулгазы:
Ооредиглиг:
1.Уруглага тыва улустун шаг- тоогуден бээр азырап чораан малын таныштырар.
2. Азырал амытаннар кижилернин чанында чурттап чоруур деп чуулду билиндирер.
3. Азырал дириг амытаннарнын толдеринин аттарын шын адап, оларнын дугайында шулуктерни, ырларны ооредири.
Сайзырадылгалыг: Уругларнын сос курлавырын, дыл домаан, кичээнгейин, угаан- медерелин сайзырадыры.
Кижизидиглиг: Малга ынак болурунга, оларны азыраксаар сеткил- сагышты ооредир.
Дерилгези: Азырал амытаннарнын чуруктары бомбук.
Методу: Беседа, тайылбыр, анализ, чуруктар- биле ажыл.






06.10.2022 г.
Речевое развитие.
Тема «Изменения в природе в октябре».
Цель. Развивать устную речь, обогащать словарный запас
Оборудование: корзина с листьями.
Предварительная работа: чтение стихотворений об осени. Игра «Подбери предмет к признакам».
Художесьтвенно-эстетическое развитие. Рисование.
Тема «Кошка».
Цель: учить рисовать кошку.
Задачи:
обучающие:
• учить детей рисовать кошку, передавая простейшие соотношения тела;
• формировать умение правильно передавать расположение частей тела при рисовании и соотносить их по величине;
• закрепить представления о форме: туловище – овальное, голова – круглая;
• закрепить приемы закрашивания рисунка красками: проводить линии и штрихи только в одном направлении; ритмично наносить мазки и штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки – концом ворса кисти;
• закрепить умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета, осушать кисть о салфетку;
развивающие:
воспитательные:
• воспитывать любовь к животным.
Материалы и оборудование: тематические картинки, картина «Котик спит», гуашь, белая бумага размером 1/2 альбомного листа, кисти, стакан с водой, салфетки.


07.10.2022 г.
Художественно-эстетическое развитие. Аппликация
Тема «Щенок».
Цель: учить вырезать круги, овалы.
— формировать навык аккуратного приклеивания деталей;
— практиковать технику вырезания ножницами;
— развивать общую и мелкую моторику, восприятие, внимание, память, речь.
Материалы и оборудование: игрушка щенка, вырезанные из цветной бумаги квадраты, круги и прямоугольники по количеству детей, листы белой бумаги, клей, ножницы.


10.10.2022 г.
Познавательное развитие. ФЭМП.
Цели
- Учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 3, отвечать на вопрос «Сколько?».
- Упражнять в умении определять геометрические фигуры (шар, куб, квадрат, треугольник, круг) осязательно-двигательным путем.
- Закреплять умение различать левую и правую руки, определять пространственные направления и обозначать их словами: налево, на
право, слева, справа.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Двухступенчатая лесенка, 3 зайчика, 3 белочки, «волшебный» мешочек, шар, куб, квадрат, круг, треугольник.
Познавательное развитие. Конструирование.
Тема: «Терема»
Цель: Продолжать учить детей строить домики, используя различный строительный материал (кубики, кирпичики, призмы, делать перекрытия). Развивать пространственные отношения. Продолжать учить детей конструировать по схеме. Развивать мелкую моторику рук, внимание, речь, мышление.
Задачи:
— формировать умение анализировать образец постройки; устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в теремах стены, вверху перекрытие, крыша); формировать умение соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами; развивать фантазию, творчество детей; умение самостоятельно выполнять последовательность действий.
— упражнять детей в различении и назывании основных геометрических форм; формировать умение сооружать постройки в определенной последовательности, используя приобретенные раннее навыки; подводить к умению планировать свою деятельность.
— развитие мелкой моторики рук; воспитывать у детей стремление участвовать в подвижных играх с простым содержанием.
Материалы: наборы геометрических фигур, образец «Терем».

11.10.2022 г.
Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром.
Тема «Дикие животные».
Цели: учить выделять отличительные признаки диких животных, составлять описательные рассказы про животных, правильно выражать свои мысли.
Образовательные. Совершенствовать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Активизировать и расширять словарь по теме «дикие животные».
Закреплять знания детей о диких животных (внешний вид, жилища, еда).
Развивающие. Развивать зрительное восприятие, речевой слух, память, внимание.
Воспитательные. Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей и бережное отношение к животным.
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением диких животных, предметные картинки, белочка.



12.10.2022 г.
Родной язык.
Тема: Черлик дириг амытаннар.
Сорулгалары: уругларны черлик дириг амытаннар-биле таныштырар;
экологтуг билиглерин ханыладыры; логиктиг шын боданыышкынын, сактып алырынын арга-шинээн сайзырадыр.
Дериг- херекселдер: черлик дириг амытаннарлыг чуруктар.





13.10.2022 г.
Речевое развитие.
Тема «Описание зверей».
Цели: упражнять в употреблении существительных множественного числа, учить сравнивать животных, описывать их; развивать мышление; формировать умение передавать в лепке характерные черты животного, создавать сюжетную композицию.
Материалы и оборудование: картинки диких животных.
Дидактическая игра «Кто лишний?».


Художественно-эстетическое развитие. Рисование.
Цели:
Учить рисовать животных методом тычка. Формировать умение создавать выразительный образ. Продолжать развивать изобразительные умения и навыки. Систематизировать и углублять представления детей о сезонных изменениях в природе, среде обитания животных и их повадках. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность, творческую самореализацию, любовь к природе.
Материал: игрушка-ёжик, -1\2 листа белой бумаги с контурным рисунком ежа, гуашь коричневого цвета; — фломастер, кисточки для рисования; образец: на одном только контур ежа, картинка ёж.

14.10.2022 г.
Художественно-эстетическое развитие. Аппликация.
Тема «Белка»
Цели: учить аккуратно вырезать детали, наклеивать их согласно образцу.
Материалы и оборудование: оранжевая и черная бумага, ножницы, клей, листы белой бумаги.

17.10.2022 г.
Познавательное развитие. ФЭМП.
Занятие 3.
Цели
- Учить считать в пределах 3, используя следующие приемы: при счете правой рукой указывать на каждый предмет слева направо, называть числа по порядку, согласовывать их в роде, числе и падеже, последнее число относить ко всей группе предметов.
- Упражнять в сравнении двух предметов по величине (длине, ширине, высоте), обозначать результаты сравнения соответствующими словами: длинный —короткий, длиннее —короче, широкий—узкий, шире—уже, высокий — низкий, выше — ниже.
- Расширять представления о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь).
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. картинки с изображением трех поросят, 3 желудя, 3 домика, 2 двери, сюжетные картинки с изображением поросят в разное время суток.
Рбздаточный материал. Дорожки из бумаги разной длины (по 2 шт. для ребенка), елочки разной высоты (по 2 шт. для ребенка).



Познавательное развитие. Экспериментирование.
Тема «Что в пакете?»
Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.
Игровой материал: Полиэтиленовый пакет.
18.10.2022 г.
Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром.
Тема «Мебель».
Цели: упражнять в употреблении местоимений мой, моя, а также существительных во множественном числе; познакомить с названиями предметов мебели и их составными частями; учить сравнивать отдельные предметы мебели, описывать их.
Материалы и оборудование: картинки с изображением предметов мебели.

19.10.2022 г.
Родной язык.
Тема «Ог-тыва чоннун чоргааралы»
Сорулгазы: уругларны огнун янзы-буру кезектери-биле болгаш эдилелдери-биле таныштырар.
Огнун тургузуу-биле таныштырар: хана, ынаа, ореге, кидис, кожалан, эжик. Чаа состерни чугаага ажыглаарынга ооредир. Долгандыр турар чувелернин кылган материалын танып, шын адап билир кылдыр ооредир.
Словарлыг ажыл: кидис, ореге, ынаа, хана, кожалан, баг, чел.

20.10.2022г
Речевое развитие
Тема: Рассказ В. Осеевой «Синие листья»
Цель: развитие умения детей понимать, оценивать чувства и поступки других через чтение художественной литературы.
Задачи:
— Учить слушать художественное произведение, оценивать поведение героев.
— Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать беседу.
-Уметь высказывать свою точку зрения.
— Прививать навыки культурного поведения детей в общении друг с другом.
-Проявлять положительные эмоции при выполнении танцевальных движений.
— Развивать у детей умение видеть красоту окружающей природы, видеть и передавать в рисовании разнообразие осенних красок.
Материалы и оборудование: бумажные осенние листья (белого цвета, цветные карандаши, игрушка зайчик, картины «осень», нарисованная картина с синими листьями, ноутбук, колонки.

Познавательное развитие. ФЭМП.
Цель:
• Продолжать учить считать в пределах 3, соотнося число с элементом множества, самостоятельно обозначать итоговое число, правильно отвечать на вопрос «Сколько?».
- Совершенствовать умение различать и называть геометрические
фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера. - Развивать умение определять пространственное направление от
себя: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Фланелеграф, 3 зайчика, 3 морковки, круг, квадрат, треугольник, поднос, колокольчик.
Раздаточный материал. Двухполосная карточка, 3 белочки, 3 орешка; круг, квадрат, треугольник (по одной фигуре для ребенка).
25. 10.2022 г.
Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром.
Тема «Игрушки».
Цели: знакомить с названиями игрушек; учить сравнивать их по размеру, материалу, из которого они сделаны, определять и называть местоположение предмета, правильно употреблять форму множественного числа.
Материалы и оборудование: картинки с изображением игрушек, у которых недостает частей.



26.10.2022 г.
Родной язык. Тема «Тывызыктар».
Сорулгазы: Аас чогаалының биче хемчээлдиг хевирлерин катаптаар. Ында тыва чоннүӊ амыдыралыныӊ байдалын, кижилерниӊ аажы-чаӊын, үзел-бодалын, эрткен төөгүзүн кыска болгаш тода, чараш болгаш аянныг кылдыр көргүскен деп өөредир.
Дерилгези: чуруктар.

















Детям о коронавирусе
Заочная экскурсия «Приметы зимы»
Цели: отметить характерные признаки зимы в природе; учить видеть красоту зимней природы, красоту зимы, описанную поэтами в стихах воспитывать любовь к природе.
Оборудование: портреты писателей, загадки, стихи о зиме, пословицы о зиме, рисунки.
Ход занятия
I. Вводное слово воспитателя.
Отгадайте загадку:
Снег на полях
Лед на реках,
Ветер гуляет.
Когда это бывает?
- Сегодня мы отправимся в путешествие в зимний лес. Когда зима приходит в наши края?
II. Заочная экскурсия «Приметы зимы» - В этот день снег ложится на землю и приходят настоящие морозы. Послушайте, как обращается к зиме Петр Андреевич Вяземский:
Здравствуй, в белом сарафане Здравствуй, русская молодка,
Из серебряной парчи! Раскрасавица – душа,
На тебе горят алмазы, Белоснежная лебедка,
Словно яркие лучи. Здравствуй, матушка – зима! - Как поэт называет зиму?
- Что изменилось в природе с ее приходом?
- Назовите признаки зимы:
Стало холодно.
Снеговой покров.
Замерзание почвы и водоемов.
Дни короткие, ночи длинные.
Стало мало птиц, исчезли насекомые.
Растения спят.
Некоторые животные меняют окраску. - Как изменилась температура воздуха с приходом зимы?
- Погода стала только морозной?
- Бывают ли зимой потепления?
- Как они называются?
Оттепель – это кратковременное потепление зимой.
Изморозь – белый пушистый снег, иногда покрывающий ветки деревьев. - Какое небо зимой? (Серое зимнее. Красивых летних облаков на небе не увидишь)
- Какими стали осадки зимой по сравнению с осенними дождями? (Зимой осадки выпадают только твердые: снег, крупа, изморозь)
- Что произошло с почвой зимой?
- Какие изменения произошли с водой в водоемах?
- Какова продолжительность дня и ночи?
- А как зимой изменилась жизнь животных? (Стало намного меньше птиц, нет вовсе насекомых. Некоторые животные надели зимнюю одежду. Заяц стал белым, белка — серой.)
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней… (С. А. Есенин) - Что вы можете сказать о растениях? Как они изменились с наступлением зимних холодов? (Все растения спят, или, как говорят ботаники, находятся в глубоком покое. Даже если в начале зимы внести в комнату веточку березы или тополя и поставить в воду, она не проснется, ее почки не набухнут и не развернут листочков. Дерево сит.)
-Какие изменения произошли в жизни людей с наступлением зимы? (Изменения в природе происходят в связи с изменениями температуры – наличием малого количества солнечного тепла.) - Можно с уверенностью сказать, что зима – это волшебное время года. Великий русский поэт А.С. Пушкин писал о ней так:
Под голубыми небесами Прозрачный лес один чернеет,
Великолепными коврами, И ель сквозь иней зеленеет,
Блестя на солнце, снег лежит; И речка подо льдом блестит.
III. Физкультминутка. Игра «Снежок» - Вы очень любите весело двигаться, давайте поиграем в игру «Снежок». Я буду говорить слова, а вы выполнять движения.
Выпал беленький снежок,
Собираемся в кружок.
Мы топаем, мы топаем!
Будем весело плясать,
Будем ручки согревать.
Мы хлопаем, мы хлопаем!
Будем прыгать веселей,
Чтобы было потеплей.
Мы попрыгаем, мы попрыгаем! - А теперь послушаем о зиме других поэтов. Внимательно слушайте и обдумывайте ответы на вопросы: какими словами поэты называют приход зимы в природе, как называют саму зиму?
Чтение стихотворений детьми.
Чародейкою зимою
Околдован лес стоит
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит. (Ф. И. Тютчев)
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой,
Подвязалася сосна…
Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка…
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна… (С. А. Есенин)
-Что такое метель? Метель – сильный ветер, который несет не только падающий снег, но и лежащий на земле. - Как ведут себя зима и метелица?
-А знаете ли вы, какой у зимы дом? - Какие пословицы, поговорки, загадки о зиме вы знаете?
Декабрь год кончает, зиму начинает.
В декабре солнце поворачивает на лето, а зима на мороз.
Декабрь мостит, гвоздит, приколачивает.
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным и шапку снимает.
Мороз железо рвет и на лету птицу бьет.
Скатерть бела, весь свет одела. - Никто и никогда не спутает зиму с другим временем года. Картину зимы рисует всегда снег. Снег – это только краски: белый цвет на поверхности земли или белый снег на ветвях деревьев. Снег изменяет вид деревьев, голые осенью, они одеваются в белые одежды, и лес выглядит не таким темным и мрачным, как поздней осенью.
- Рассмотрите рисунки. На них – зима. Какие бывают снегопады? Что такое сугроб?
-Иногда снег падает спокойно, покрывая ровным слоем землю, ветки деревьев, кустарников, крыши домов. Хлопья при этом могут быть разной величины. Когда дует ветер, снег уже не ложится спокойно и ровно на землю, а несется по воздуху. Он задерживается коло преград – домов, деревьев, камней, и т.п. и наметает сугробы. Очень сильный ветер несет не только падающий снег, но и лежащий на земле. Такие снегопады называют метелью.
IV. Итог занятия. - О каком времени года мы сегодня беседовали?
-Что нового узнали? - Какие стихи прослушали?

.



















Материалы: Игрушечные зайчик, морковь, пластилин, доска для лепки, иллюстрации с овощами.
Содержание организованной деятельности детей.

















